Котов Илья Климович

 03.08.1912 – 1988 

Биография

Родился в деревне Новый Двор Дорогобужского уезда Смоленской губернии. Происходил из семьи потомственных землевладельцев, с раннего детства работал в сельском хозяйстве. Отец Котова погиб во время первой мировой войны.

В деревне Николаевка Смоленской губернии за 2 года окончил курс четырехлетней средней школы. В юности увлекался поэзией: его стихотворения были опубликованы в смоленской газете и получили одобрение Михаила Исаковского и Александра Твардовского.

1929 – приехал в Москву.  Поступил на стройку завода «Нефтегаз».

С 1933 – работал в инженерно-строительном отделе НКВД, а также грузчиком на разных московских предприятиях.

1935 – поступил на Архитектурный рабфак (Москва), где начал заниматься скульптурой.

1938 – поступил в студию Бориса Даниловича Королева –  к ваятелю, стоявшему у истоков формирования советской скульптурной формы и ставшему одним из главных деятелей ленинского плана монументальной пропаганды.

1941 – после обучения в студии поступил на скульптурный факультет в МГАХИ им. В. И. Сурикова. Учился у знаменитого скульптора Александра Терентьевича Матвеева

В начале войны вместе с институтом Котов был эвакуирован в Самарканд.

1943 – на 3 курсе института ушел на фронт связистом. Прошел путь от Москвы до Кенигсберга; сражался с японцами в Манчжурии (1945). На фронте был принят в члены КПСС.

Весть об ужасе военных лет мастер запечатлел в монументальной вещи «Партизаны Смоленщины» (1969, бетон, 3-х фигурная композиция). Главные герои –самые близкие и родные: павший в бою брат Котова и родители скульптора (мать и отчим), в Смоленске расстрелянные фашистами за связь с партизанами.

Тема военного подвига также нашла свое воплощение в таких работах, как: «Портрет Героя Советского Союза генерала-майора Г. Б. Петерса» (1967, гипс), «Герой Советского Союза Конкин» (1969, металл), батальная композиция «Взяли языка», «Берегите мир» (1968, гипс тон.).

1945, ноябрь – демобилизован; продолжил учебу в «Суриковском» институте. Многие из курсовых конкурсных работ Котова были отмечены премиями: «Студент», «Тракторист», «Электросварщица»

В студенческие годы участвовал в конкурсе на памятник Владимиру Маяковскому.

1951 – окончил «Суриковский» институт; дипломная композиция, созданная под руководством Николая Васильевича Томского, – «В. И. Суриков» (гипс, 1951)  – в 1960 году была отлита в бронзе для установления в Красноярске, родном городе Сурикова. Однако воздвижение монумента состоялось значительно позже: в 1997 году, между Свято-Покровским кафедральным собором и мемориальным домом художника. Местоположение памятника менялось несколько раз, прежде чем окончательно утвердиться на ул. Сурикова в 2007 году. 

С 1953 – работал в Художественном фонде СССР.

1954 – принят в Союз художников СССР.

Произведения Котова демонстрировались на крупных художественных выставках (всесоюзных, республиканских, московских), входили в собрания известных советских музеев (Центральный музей им В. И. Ленина (Москва); Ленинский мемориал (Ульяновск); Музей-усадьбы «Ясная поляна»), а также в частные зарубежные коллекции(ГДР, Финляндия), становились частью различных городских ансамблей на территории СССР.

 

Воплотил множество образов мировой и отечественной культуры:  «И. С. Бах» (1974, бронза), «Юный Ломоносов» (1960, дерево), «М. Ломоносов» (1964, дерево), «Лев Толстой и Максим Горький» (1978, бронза), «Федор Иванович Шаляпин» (1964, гипс тон.; 1983, бронза), «Потрет А. М. Горького» (1965, бронза).

Автор портретов знаменитого борца и атлета Ивана Поддубного, у которого сам Котов учился будучи еще совсем молодым юношей: «Иван Поддубный» (1959, мрамор), «Русские самородки (Поддубный, Горький, Шаляпин)» (1966, гипс тон.).

Один из первых обратился к теме покорения космоса: «Здравствуй, Земля!» (1971, гипс), «Герой Советского Союза, первый летчик-космонавт Ю. А. Гагарин» (1972, ков. медь), «Юрий Гагарин» (1975, чугун), «Портрет Героя Советского Союза первого летчика-космонавта Ю. А. Гагарина» (1979, бронза).

Разрабатывал героизированный образ советского рабочего: «Электросварщица» (бетон, 1954), «Монтажники», «Химия», «Портрет рабочего» (1979, бронза), «Рабочий» (1971, гипс).

Запечатлел ключевые образы революции и социалистического строительства: «А. С. Макаренко с детьми» (гипс, 1957), «А. Герцен и Н. Огарев. Клятва на Воробьевых горах» (1964, гипс тон.), «Защитники города Москвы» (1965, гипс тон.), «За мир» (1966, гипс тон.),  «Солдат революции» (1967, гипс тон.), «Братья Александр и Владимир Ульяновы» (1968, бронза), «Г. М. Кржижановский», «За землю, за волю» (1969, гипс), «Народ и армия едины» (1972, бронза), «Перед Вечным огнем», «Встреча на БАМе» (1980, гипс).

Главному «вождю революции», В. И. Ленину, скульптор посвятил несколько портретных композиций: в граните (1963), в мраморе (1968; 1977), в гипсе – «В. И . Ленин у прямого провода» (1969).

Среди произведений Котова также: «Футболисты» (бетон, 1962), «Мужской портрет» (1984, гипс), «Ванька Жуков».

Отец советского художника скульптора Владимира Котова, чей образ мастер запечатлел в композиции «Портрет сына» (1983, мрамор).

 Библиография

Илья Климович Котов. Владимир Ильич Котов (1936–1975): Скульптура. Живопись. Графика. Каталог выставки / Вступит. ст. И. Купцова. – М., 1985. – 31 С.: илл.

  


Копия фотография-3.JPG

© Скульптурные мастерские 2011