Миренская Симона Моисеевна

20.11.1922 – 02.07.2015

Биография

Родилась в Москве.

Занималась в скульптурной студии Бориса Даниловича Королева. Одно из первых ярких впечатлений – знакомство с творчеством знаменитой Марины Давыдовны Рындзюнской –сооснователя «Общества русских скульпторов».  

1951 – окончила МГХИ им. В. И. Сурикова, где однокурсниками Миренской были Нинель Богушевская и Даниэль Митлянский.

Ученица Александра Терентьевича Матвеева, в чью мастерскую Миренская впервые попала в Самарканде, в годы военной эвакуации Суриковского института. По словам Симоны Моисеевны, она всегда стремилась учиться именно у Матвеева.

Миренская о влиянии учителя: «Я плохо отношусь к современному пониманию термина “школа”, оно слишком часто означате просто путь прямого подражания методу того или иного мастера. Матвеев же, по-моему мнению, влиял на своих учеников своей принципиальностью и требовательностью в понимании скульптуры и своей могучей личностью художника. И более того, Александр Терентьевич сам настолько широко воспринимал скульптурные являения, так был удивительно многогранен и как скульптор, и как педагог, что каждый из его учеников, следуя его принципам, мог искать свой путь в скульптуре. Я не могу считать себя “прямым производным” от матвеевского метода. Но именно Матвеев открыл для меня природу и смысл пластки как таковой, понятие архитектоники в скульптуре, её связи с пространством, со средой».

О своем нежелании брать на вооружение ту или иную художественную традицию Миренская также говорила: «Я считаю, что традиции существуют вообще, слитно в их претворении, что ниточка традиций тянется еще от древнейших образных открытий. Она непосредсвтенно и органично проходит через последующие этапы истории изобразительного искусства, включая современность, наполняясь каждый раз новым содержанеим. Таким образом, восприятие традиций означает интерпертаю всего опыта искусства».

С 1951 – участие  выставках

1951-1961 – период активных и сложных творческих поисков. Неудовлетворенность результатами часто оканчивалась самой строгой самоцензурой – уничтожением собственных скульптур. Большинство работ этого времени, как отмечает М. Яблонская, «просто и прямо» повторяли натуру «в её внешнем правдоподобии». Например, в композиции «Телятница», вылепленной в натуральную величину, Миренская даже использовала настоящее ведро.

1972 – впервые выступила в качестве руководителя группы молодых художников в Переяславле-Залесском. Этим событием ознаменовался новый этап в творчестве мастера. Опыт преподавания закономерно помог привнести четкость в строй своих собственных творческих устремлений.

Постепенно Миренская овладела новой художественной оптикой: «Образ, конечно, ни в коем случае не потокол, – считала Миренская, –  он должен быть отвлечен от буквальности, и в этом смысле он от натуры абстрагируется за счет эмоциональной содержательности скульптурной формы».

Одна из ведущих тем в искусстве Миренской – портрет. 

«Однажды меня вдруг потряс один из римских портретов, – рассказывала Миренская. – Образ был типический. Но при этом прекрасно ощущалась не только и не просто индивидуальность изображенного; в портрете видно, что изображенный человек шепелявил! Научиться бы вот так сочетать типическое с характерным!»                                                                                         

В 1960-е основной формат работ – портрет-голова. Начиная с 1970-х портретные композиции увеличились до полуфигур. О новом масштабе Миренская говорила: «Интересно было еще раз на более сложных уровнях понять отношение собственно скульптурной массы со обволакивающим её пространством – воздухом. Какого эффекта можно добиться, изменяя характер его давления на объем: он либо обтекает, либо сжимает скульптурную массу».

Автор произведений: «Шофер дядя Миша» (1964, гипс, 45*56*31), «На солнышке» (1964, гипс, 150*70*75), «Тоня» (1965, бронза, 41*26*18), «Обнаженная» (1965, дерево, 110*70*35), «Виктор Овечкин» (1965, гипс, 43*21*26), «Портрет дважды Героя Советского Союза генерал-майора С. М. Кривошеина» (1965, бронза, 50*23*19), «Портрет бульдозериста Василия Павловича» (1966, гипс, 40*20*20), «Портрет Тони» (1966), «Сидящий мальчик» (1966, известняк, 65*29*17), «Глухонемой» (1965, гипс, 28*27*46), «Портрет скульптора Хено Ланкинена» (1965, гипс, 45*22*22), «Толя-штангист» (1966, металл, 60*25*31), «Спящий мальчик» (1967, шамот, 18*54*31), «Комендант Василий Андреевич» (1967,гипс, 42*22*28), «Трубачи» (1967, медь, 76*112*43), «Портрет химика А. Ешукова» (1968, бронза, 35*22*19), «Портрет скульптора А. В. Гурьянова» (1973, бронза, 50*25*32), «Портрет скульптора Амирджана Мавлиханова» (1974, бронза, 34*26*30), «Наташа Абрамова» (1973, гипс, 93*40*51// 1977, дерево, 93*41*53), «Повариха Зоя» (1974, гипс, 90*60*40), «Портрет скульптора Гамлета Мусаева» (1972, шамот, 48*32*28), «Портрет скульптора М. Неймарка» (1967, бронза, 35*20*26), «Саша» (1967, гипс, 8*5*5// 1972, камень, 57*26*19), «Сидящая (Шура)» (1967, металл, 19*9*13), «Студент» (1967, бронза, 21*26*47), «Актриса» (1967, известняк, 115*39*46), «Три актрисы (Народные артисты СССР А. Тарасова, К. Еланская, О. Андровская)» (1967, гипс, 130*135*65), «Саша с сыном» (1968, гипс, 50*86*38), «Мастер Л. Кузнецов» (1968, гипс, 22*23*37), «Портрет машиниста А. А. Яковлева» (1968, бронза, 53*21*24), «Поэт Дима Щеглаков» (1968, бронза, 45*42*23), «Портрет В. Пыркова» (1972, металл, 39*23*30), «Таня» (1972, шамот, 52*23*31), «Тост за искусство» (1972, шамот, 55*55*38), «Вероника» (1972, керамика, 49*26*23), «Мать с ребенком» (1972, шамот, 53*27*22), «Беседа» (1972, керамика, 27*27*16), «Танец» (1973, известняк, 82*25*25), «Художник В. Черствилов» (1973, бронза, 48*28*35), «Кочегар» (1973, бронза, 46*25*30), «Портрет Юры. Этюд» (1973, гипс, 33*12*8), «Портрет профессора А. Покровского» (1974, камень, 52*35*25), «Наташа» (1975, гипс, 67*45*31// бронза, 70*50*40), «Ломоносов» (1976, шамот, 94*36*36), «Игорь. Этюд» (1976, гипс, 51*23*13), «Идущий. Этюд» (1977, гипс, 45*23*21), «Люда. Этюд» (1977, гипс, 29*12*10), «Моя семья» (1977, гипс, 39*23*30), «Ира. Этюд» (1977, гипс, 45*12*10// 1978, гипс, 50*27*10), «Сережа» (1977, бронза, 39*27*24), «Мальчик» (1977, металл, 39*26*22), «Юность и зрелость» (1977, металл, 51*26*23), «Прапорщик» (1977, металл, 40*19*26), «Домик игрушечника Зазнобина» (1977, дерево, 60*40*40), «Виктор. Переславский мечтатель» (1977, металл, 67*56*32), «Юноша из Переславля» (1977, металл, 67*56*32), «Портрет скульптора Р. Г. Назарова» (1977, бронза, 67*43*30), «Портрет скульптора А. П. Селенева» (1977, гипс, 38*26*26), «Вера. Этюд» (1978, гипс, 34*14*9), «Портрет скульптора А. Подольского» (1978, бронза, 43*23*28), «Виктор Пурихов» (1978, бронза, 40*21*26).

Библиография

Симона Миренская. Скульптура. Каталог выставки. // Вступит. статья: М. Яблонская, М., 1979


фотография-4.JPG

© Скульптурные мастерские 2011