Отдельный пласт владыкинских мастеров остаётся настоящей загадкой для искусствоведов. В библиотеках, архиве МОСХа и РГАЛИ об этих скульпторах почти ни строчки. Тем ценнее сведения из самых неожиданных источников. Сегодня хотелось бы поделиться редкими фотографиями скульптора Сергея Круглова, одного из помощников Веры Мухиной. Фотографии были любезно предоставлены Ненецким краеведческим музеем, расположенном в Нарьян-Маре. Огромное спасибо хранителю музейных фондов Светлане Борисовне Поповой!





Автор фото: журналист Виктор Федорович Толкачев. 1970-е гг.



С. Круглов в малице – традиционной одежде Крайнего Севера, сделанной из оленьих шкур. 1973 г.
В июле Владыкинский Дом покинули два прекрасных мастера. 2 июля ушла из жизни Симона Моисеевна Миренская. 21 – скончалась Нина Николаевна Мухатаева.
14.03.2014 – 25.04.2014

В выставочном зале Музея фресок Дионисия, находящегося в самом сердце Ферапонтова монастыря (филиал Кирилло-Белозерского музея-заповедника), открылась персональная выставка  Натальи Вильвовской «Путь».

Вниманию посетителей  представлены скульптурные работы из бронзы, экспериментальная графика, раскрывающая тему творческих поисков, а также фотографии из личного архива.



17.08.2013 – 08.09.2013

В выставочном зале МСХ (Кузнецкий мост, 11) прошла приуроченная ко Дню города выставка, посвященная не только Москве, но и её жителям. Главной темой стала проблема активного взаимодействия этих двух равнозначных единиц. Организаторы попытались представить различные аспекты городской жизни как самостоятельные творчески значимые явления. Среди «владыкинских» мастеров были представлены  Г.Шилина и Е.Мунц.
Совместный проект Галины Шилиной и Михаила Белянина – выполненная в смешанной технике масштабная композиция «Домой» (2013). Две почти одинаковые фигуры будто сопротивляются «рельсному движению», имеющему противоположный наклон. В этом противодействии красноречиво выявляется вся измотанность и тяжесть, свойственные, наверное, почти каждому москвичу под конец рабочего дня. Эта универсальность городских эмоций подчеркивается  универсальностью самих фигур: очень сложно отличить одну от другой. Пожалуй, именно в такой безликий поток и превращаются многочисленные толпы вечернего метрополитена. Особенно интересен необычный эстетический эффект, обусловленный градиентной раскраской композиции: таким образом, трехмерный объем получает дополнительную углубленность и одновременно неожиданную «маревную» легкость.
 
Г.Шилина, М.Белянин, Домой, смешанная техника, 2013


Елена Мунц поместила в свою «творческую Москву» одного из её теперь уже вечных жителей – своего друга, великого московского концептуалиста Дмитрия Пригова. Поэт, художник, скульптор предстаёт перед нами в своем привычном образе неуловимого мистификатора: уже в сложном пластическом  развороте картонного тела  чувствуется намёк на некую тщательно оберегаемую им тайну; подобно «шаманским» заклинаниям звучат испещряющие картонную плоскость обрывки фраз из приговских произведений. И кажется, еще шаг ‒ и он самым мистическим образом испарится, оставив нам «разгадку» в виде многочисленных словесных верениц…Как, собственно, и произошло в действительности.

Е.Мунц, Дмитрий Пригов, картон,металл, 2013


Более подробный обзор экспозиции:
http://www.oms.ru/exhibitions/2013/2013_09_mos/mos.html
http://tvkultura.ru/article/show/article_id/9820
22.04 -30.04.2013

  Всего на одну неделю  в пространстве экспозиционного зала МОСХа  объединились произведения выдающегося русского скульптора Александра Матвеева и его учеников. При этом кураторам, П. Храмцову и Л. Матюшину,  удалось охватить не только многочисленные московские «резервы», но и коллекцию северной столицы. Среди представленных мастеров: С.Рабинович, Н.Штамм, И.Блюмель, Д.Митлянский, А. Марц, Н. Жерехова, Б.Каплянский, С.Островская, Т.Калмыкова, М.Аникушин  и другие художники середины - второй половины XX века.

     Полностью посвященная скульптуре (за исключением нескольких графических листов и живописных полотен), выставка выделяется среди уже столь привычного сегодняшнему зрителю «виртуального» экспозиционного контента; и можно вживую понять этот завораживающий процесс становления «честной формы, идущей напрямую от человека». Такое выявление «формы», на самом деле во многом схожее с процессом становления самого человека, сохраняет «Ауру» уникальности , навсегда потерянную для механического производства. Именно ее переживание зрителем  и сообщает скульптуре некую антропоморфную самостоятельность, делающую рукотворное произведение совершенно самоценным. Вероятно, в этом обращении к казалось бы утерянной проблеме рукотворности и неповторимости и  заключается секрет актуальности скульптуры  в контексте современного арт-пространства.  


Общий вид экспозиции

 Четкое построение конструктивной основы, гармоничное соотношение пластических объемов, отказ от прямого «бытописательства» - вот, наверное, главные заповеди школы Матвеева. Пожалуй, наиболее полно все эти принципы  отражает представленная на выставке работа «Юноша» 1911 года. Здесь мы находим и классический «хиазм», и примечательную «зубчатую» обработку поверхности, рождающую особый дымчатый силуэт. Благодаря этим приемам образ полностью исключается из контекста действительности  и  обретает характер вневременного марева-воспоминания, сближающего данное произведение с «миражными» полотнами Борисова-Мусатова, одного из ближайших наставников Матвеева.
     Кроме того, такая мерцающая фактура мрамора невольно отсылает нас  и к граненой  живописи Михаила Врубеля, который, подобно скульптору, высекал своих персонажей из  инертной кристаллической массы. И это отнюдь не случайность: мало того что Матвеев, как и многие его современники, испытал непосредственное влияние этого гениального мастера,  в Саратове ему довелось обучаться рисунку у Василия Коновалова –  прямого последователя Чистякова , великого учителя Серова, Врубеля и ,кстати говоря, вышеупомянутого Борисова-Мусатова. Таким образом, чистяковский метод, постулирующий каркасное построение формы, становится незримой первоосновой данной экспозиции, задающей теме «учитель-ученики» новые границы.



 А.Матвеев, Юноша (мрамор, 1911)

   Уловив  вневременной дух матвеевской пластики, кураторам удалось особым экспозиционным ходом сообщить другой работе художника  - гипсовым копиям скульптур для паркового ансамбля в Кучук-Кое (Крым) - дополнительное монументальное прочтение.  Два рельефа с элегическими отроками, фланкируя вход в один из залов, кажутся древними плитами-пилонами. И  снова здесь слышатся «врубелевские» мотивы:  неудобные позы юношей, чьи фигуры дополнительно сдавливает узкое пространство стелы, воспроизводят ту же тему инертного томления в материале, что и  знаменитые «Демоны».



А.Матвеев, копии барельефов для паркового ансабля в Кучук-Кое в Крыму (1910-е)

    Кроме того, на выставке представлен автопортрет Матвеева, его «Пушкин», а также послереволюционный фарфор. Но даже в этих изящных фигурках обнаженных женщин можно ощутить тот  особый монументальный характер, которым скульптор наделял каждое свое творение. Этому принципу следует и школа Матвеева, о чем красноречиво свидетельствует малая пластика Н. Жериховой , Т. Калмыковой и Н.Мухатаевой.


А.Матвеев, Обнаженные  (фарфор, 1923)

  Обращаясь к другим представителям школы, также видишь, что их объединяет нечто большее, чем схожий тематический нарратив или общность пластического метода. Напротив, каждый создает собственную систему образов: у Калмыковой это этнографические зарисовки («Ненец», «Якутка», «Кетти из Гваделупы»); Островская рисует образы современниц («Портрет Алены»), Марц обращается к анималистике («Носорог») , Кирсанов вдохновляется народными сказками ( « Иван-Царевич и Змей-Горыныч»,  Шульц развивает тему обнаженной натуры, Мухатаева и вовсе лепит портрет Чарли Чаплина. И у каждого - свой пластический почерк: от лапидарного высечения объемов до импрессионистической лепки.
  Однако всем им присущ необходимый для любого художественного произведения принцип отказа от прямого «иллюстрирования» выбранной темы. Это задача видится вторичной. На первое место помещается проблема самой Формы. А значит соблюдается главная заповедь Мастера: «Форма рождает содержание, а не содержание одевается в форму». Во многом это отражает и принцип другого Мастера – Александра Пушкина: когда момент «как сделано» главенствует над смыслом.



Н.Мухатаева, Чаплин (майолика, 1979)

 Таким образом, подобное  стилистическое и тематическое разнообразие произведений  послужило доказательством того, что матвеевская школа – это не просто набор конкретных приемов, но определенная теоретическая система, лежащая в основе каждой представленной здесь скульптуры.



Н. Жерихова, Таня Сапожникова (гипс тон., 1965)



Д.Митлянский, фигура Каплянского (бронза)

Примечательно, что в отличие от многих современных экспозиций, данная не отягощена огромными табличками с витиеватыми пояснениями: лишь автор и название произведения. И в этом прослеживается еще один принцип Матвеева: «Скульптура не требует объяснения». Такая полная сосредоточенность художников  и кураторов на форме лишает и наше восприятие потребности в столь привычных сегодня "подпорках" - вроде теоретического или политического контекста, бесконечных светящихся экранов с историей о создании той или иной вещи. На долю зрителя выпадает самое приятное и одновременно самое сложное: чистое созерцание честного скульптурного.
 
  Ирина Кочергина
23.03.2013– 23.06.2013
Помимо традиционных «анималистических» произведений на выставке представлены работы, сопряженные с конкретными эпизодами долгой жизни скульптора. Среди них портреты родных, друзей художника, а также образы знаменитых современников автора.

http://www.darwin.museum.ru/_news/?beautyinordinary - анонс выставки
13.03.2013 – 22.04. 2013
Само место проведения выставки – Московский Планетарий – стало своеобразным символом союза науки и искусства, который , как показывают отечественные и зарубежные практики, невероятно востребован в современном арт-пространстве. 
Целый месяц у московского зрителя есть возможность не только созерцать Вселенную с «ученой» точки зрения, но погрузиться в бесконечность «Космоса культуры» .
http://www.krokingallery.ru/russian/current.html - подробный анонс выставки
Рецензии:
http://www.rollingstone.ru/articles/city/events/15798.html

"Космическая мифология" - статья Сергея Хачатурова в журнале  "Диалог Искусств" (№2, 2013)
05.03.2012 – 07.04.2013
Если прообразом творчества Чаругина становятся деревенские мотивы, то лапидарные формы работ Тишина зачастую отсылает к чистоте античных силуэтов.

http://new.rah.ru/exhibitions/detail.php?ID=22094 - подробный анонс выставки
Рецензии:
http://www.oms.ru/exhibitions/2013/2013_04_tishin/tishin.html
29.02.2013 – 23.02.2013
     Выставка всецело пропитана пассеистическими настроениями.  Это ощущение возникает при первом же взгляде на экспозицию. На фоне огромного  белоснежного пространства чёрные пятна произведений, время от времени тревожно вспыхивающие алыми раскатами, кажутся мрачными осколками некой красочной действительности.


Общий вид экспозиции

     Подойдя ближе, видишь монохромные фотографические изображения парадов, военных смотров, сцены боев , ставшие мишенью для красных  концентрических узоров (серия «Безжалостный хронос», 2000-2012). Таким образом,  художник показывает, как чёрно-белая канва прошлого парадно расцвечивается, чтобы затем, уже "приукрашенной",  торжественно влиться в Официальную историю. При этом происходит невосполнимая утеря  "реальности" бытия. А нередко после подобного "слияния" эпохи с Хроносом остаются "обездоленные" люди - дети ушедшего времени. И вот тогда-то и появляются те самые "фантомные боли". В медицинской практике так называют явственное ощущение боли в ампутированной части тела. Кажется, что такой "ноющей" утратой для Орлова становится крах СССР. 

из проекта Безжалостный хронос, фотопечать на дибонде, алкидная эмаль, 2000-2010
  
   Другой важной составляющей выставки является тема Архитектуры. «Самое грандиозное, что осталось от ушедшей империи , - это её архитектура…» - заявляет художник. И тут же мелодия экспозиции обретает мажорный лад, и хочется по-иному произнести название выставки: не «боли», а «боги». Утверждение  скульптора материализуется в серии «Архитектурный ордер».  Художник расчерчивает черное деревянное полотно, соблюдая пропорции классического ордера( стилобат, колонна, антаблемент),  а поверх накладывает узнаваемые полосы орденской ленты. Игра слов закономерна. Таким образом, «самое грандиозное» , а точнее его первооснова  - ордер, сливается с орденом,  еще одним свидетельством  прошлого величия. Но как и в случае  с грандиозной архитектурой, почетные награды обретают некую призрачность, так как забыты все те, кто за этим стоит. Остаются лишь призрачные «боги».

Архитектурный ордер, дерево, 2011-2012


Особенно ярко это демонстрирует бронзовый бюст в духе Растрелли без самого Петра (1988-2010). Второй «антропоморфной» работой является сдержанно помпезный «Велизарий» (2010), отсылающий нас к судьбе опального маршала Жукова.


Женский бюст в духе Растрелли, проект Опыты реставрации, 1988-2010, бронза



Велизарий (Георгий Жуков). 2010. Фаянс, свинец

Перекличка этих двух произведений видится отнюдь не  случайной. Именно она наиболее красочно иллюстрирует тематическую дуальность экспозиции. Если «растреллиевская» ремарка воспевает тоску по внешнему величию прошлого, то последняя композиция символизирует трагическое осознание забвения великих людей и событий – те самые «фантомные» боли.
   Ирина Кочергина

http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions3993/ - подробный анонс выставки
Рецензии:
http://www.kommersant.ru/doc/2126658
http://www.kommersant.ru/doc/2139881
http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/9693081/nuzhen_obem
http://www.rg.ru/2013/03/05/orlov.html
http://www.timeout.ru/exhibition/event/289405/
18.12.2012 – 13.01.2013
Групповая выставка Дмитрия Тугаринова, Натальи Захаровой и Михаила Дронова в Московском Музее Современного Искусства в Ермолаевском переулке.

http://www.mmoma.ru/exhibitions/ermolaevsky/20_let_spustya/ - анонс выставки
Рецензии:
http://www.oms.ru/exhibitions/2012/2012_12_20let/20-let.html

"Двадцать лет спустя" - статья Сергея Орлова в журнале "Диалог Искусств" (№2, 2013)
12.07.2012 – 02.09.2012
Своеобразным манифестом выставки стал одноименный текст Р. Д. Доса Санчеса, в котором  слышится страстный призыв отказаться от социально (политически) обусловленного искусства. Действительно,  в большинстве случаев такие произведения служат лишь «считыванию» исторического нарратива, который, разумеется,  очень далёк от особого нарратива художественного пространства с его вниманием к формальным характеристикам. Однако данная выставка стала площадкой для гармоничного совмещения этих двух подходов.
19.05.2012
Елена Мунц, Галина Шилина и Мария Калмыкова приняли участие в необычной художественной акции, приуроченной к московской «Ночи музеев». Скульпторы сами провезли свои произведения на тележках по Сретенскому, Рождественскому, Петровскому и Чистопрудному бульварам. Такая выставка «передвижников» позволила любому прохожему посмотреть на произведения современного искусства в контексте  самых современных «декораций».
08.09.2011 – 02.10.2011
Названием для выставки послужил один из экспонируемых арт-объектов, который, однако, по словам самого автора, «выпадает из контекста всего остального».
Контекст же действительно очень разнообразен: все скульптурные композиции наделены яркой индивидуальностью формы. Кроме того, наряду с трехмерным искусством на выставке представлены графические  работы художника.
http://www.krokingallery.ru/russian/past_12.html - интервью с Кириллом Александровым  о выставке «Колодец»
С большой радостью поздравляю всех с открытием нашего сайта!
Надеюсь, что он будет полезен не только авторам дома,но и более широкому кругу,как зрителей,так и профессионалов в области искусства.
Сайт будет информировать всех заинтересованных о выставках и акциях,в которых принимают скульптора-авторы дома.
До скорых встреч, друзья))
Войти как пользователь:

Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
 

© Скульптурные мастерские 2011